Основной целью деятельности является социально-психологическое сопровождение, личностная и социальная адаптация детей и подростков в процессе обучения в гимназии, а также обеспечение индивидуализации и гуманизации. Социально-психологическая служба осуществляет деятельность, руководствуясь запросами родителей и учащихся, администрации, педагогов, профилактической программой социально-психологической службы. Работа осуществляется в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией гимназии, родителями учащихся.
Основные направления деятельности социально-психологической службы школы:
• практическое направление: организация и проведение в соответствии с целями и задачами службы социально-психологической, коррекционной, развивающей, консультационной и просветительской работы по запросам администрации, индивидуальным запросам родителей, учащихся и педагогов гимназии;
• социальная и психологическая диагностика- выявления особенностей социального и психологического развития ребенка, сформированности определенных социальных и психологических новообразований, соответствия уровня развития умений; знаний, навыков личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества;
• социально-психологическая коррекция- разработка рекомендаций, программы социальной и психолого-коррекционной, или развивающей, работы с учащимися, осуществление этой программы, контроль за ее выполнением.
Основные виды деятельности.
• Социально-психологическое просвещение- приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к социально-психологическим знаниям.
• Социально-психологическая профилактика- специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех этапах школьного возраста.
• Социальная и психологическая консультация (индивидуальная, групповая, семейная).
Сотрудники социально-психологической службы имеют право:
• посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся;
• знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
• проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);
• вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренинговых занятий и др;
• обращаться в случае необходимости через администрацию гимназии с ходатайством в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;
Направления работы педагога-психолога:
- профилактическое – работа по предупреждению неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся
- диагностическое – «постановка психологического диагноза» - принятие квалифицированного решения о психологическом состоянии человека
- психопросветительское – приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям
- психокоррекционное – коррекция нарушений в психоэмоциональной сфере детей, упражнения и занятия, развивающие познавательные процессы
- консультирование – оказание помощи психически здоровым людям для достижения ими каких-либо целей, выхода из трудных жизненных ситуаций, более эффективной организации поведения.
Направления работы социального педагога:
- организация воспитательной работы в классе, группе, по месту жительства с целью формирования общей культуры, адаптации личности к жизни в коллективе, обществе
- выявление детей, нуждающихся в опеке и попечительстве, оказание им необходимой социальной помощи
- профилактика правонарушений, наркомании, алкоголизма среди подростков, пропаганда здорового образа жизни
- создание банка информации по вопросам охраны прав и интересов несовершеннолетних, укрепления семьи
- выявление семей социального риска, совместная работа с педагогами, специалистами социальных служб, органов администрации